Русские народные песни в детском саду

Большой интерес вызывает народное искусство у дошкольных работников. Интерес этот – не случайное явление.

Народная музыка входит в быт ребёнка с раннего детства. Первой музыкой, которую слышит ребёнок, является песенка матери. Она её напевает, убаюкивая ребёнка. Недаром колыбельные песни в музыке всех народов составляют особый раздел исключительного значения. Песни, сказки, речь, которые слышит ребёнок и усваивает от матери, всегда включают в себя местные особенности народного творчества.

Пушкин, Горький, композиторы Глинка, Мусоргский и др. не раз в своих воспоминаниях подчёркивали особую роль музыкальных впечатлений, полученных ими в раннем детстве. Эти детские переживания у многих оставались на всю жизнь.

Почему народная музыка, песня так понятны и близки нашим детям? Почему простота народной мелодии так содержательна. А напев так выразителен и оказывает сильное воздействие на слушателя?

Народные песни складывались голосом, без помощи музыкального инструмента. Поэтому многие из них удобны для детского голоса и легко усваиваются детьми. Объём звуков многих простых народных песен соответствуют небольшому диапазону детского голоса: например, песня

« Петушок» построена на четырёх звуках.

Народная мелодия сама по себе красива и хорошо звучит без инструментального сопровождения. Простота содержания и формы, ясность и правдивость чувств делают народную песню, музыку исключительно ценным художественным материалом в работе с детьми. Дети легко усваивают народную мелодию и поют её чисто даже без поддержки музыкального инструмента.

Воспитательное значение народной песни очень велико. Она является не только средством художественного воспитания детей, но и одним из средств воспитания в детях любви к своей Родине, природе, народу и традиционной культуре.

Методические приёмы знакомства детей с народной песней

1. Следует удачно выбрать песню, учитывая вокальные возможности детей данной группы, детские интересы и другие воспитательные цели.

2. Выбрав песню, следует различными методическими приёмами

( наблюдение окружающей жизни, показ картины, рассказ и т.д.) создать у детей заинтересованность этой песней. Но прежде всего, должен быть заинтересован педагог, тогда песня будет жить в детском саду.

3. Ярко исполнить песню детям.

4. Приступить к разучиванию. При пении обращать внимание на естественное звучание, чёткую дикцию и выразительность пения.

5. Чтобы закрепить песню и перенести её в быт, надо приучать детей чаще петь без сопровождения и некоторые песни, в зависимости от характера мелодии и содержания, сопровождать движением.

Придавая большое воспитательное значение народной песне, мы должны:

  • развивать у детей интерес, любовь и вкус к подлинной народной песне;
  • бережно относиться к мелодии и тексту народной песни;
  • помочь детям правильно, чисто и выразительно исполнять её естественным голосом.

Через народное искусство мы подготавливаем детей к восприятию классического музыкального и литературного творчества.