Музыка на службе здоровья

О том, что музыка имеет особое значение в воспитании и развитии детей никому не надо доказывать. На протяжении многих лет своей работы, можно наблюдать как рады малыши первой встрече с музыкой, первым звукам, заставляющим их выражать свою радость хлопками, подпрыгиванием и просто весёлым детским смехом. А ребята постарше уже не представляют жизни без музыкальных занятий, и после отпускных разлук бегут к музыкальному руководителю с распростёртыми руками: «Ну, когда, когда вы нас возьмёте!».

Дети тянутся к музыке как к прекраснейшему из искусств, удовлетворяя в ней свои духовные потребности и эмоциональные переживания, но музыка нужна и для психического и физического здоровья детей. Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду, это новое направление в воспитании дошкольников и предполагает использование на каждом музыкальном занятии здоровьесберегающих технологий.

В наши дни, когда экология, питание и микроклимат вокруг ребёнка действуют разрушающе, оздоровление детей становится приоритетным направлением в работе многих ДУ. Музыка тоже должна стать на защиту здоровья детей!

Желательно в каждое музыкальное занятие включать валеологические упражнения, которые помогают детям приобретать навыки бережного отношения к своему организму, укрепления и сохранения здоровья. В работе по данному направлению можно использовать материал из книг «Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду» автор-составитель О. Н. Арсеневская и «Оздоровительные занятия» автор М. Ю. Картушина. Каждое музыкальное занятие можно начинать с валеологической песенки-распевки, настраивающей на позитивное отношение к окружающему миру:

«Доброе утро, улыбнись скорее!

И тогда весь день у нас будет веселее!»,

далее переключать внимание на бережное отношение к своему организму:

« Мы погладим лобик, носик, щёчки,

Будем мы красивыми, как в саду цветочки!».

Упражнения дыхательной гимнастики по методике А. Стрельниковой помогают развитию певческих способностей и органов дыхательной системы. Артикуляционная гимнастика Е. Косиновой, Т. Куликовской способствуют тренировке мышц речевого аппарата, активизируя их движение. Можно включать в занятия также оздоровительные упражнения А. Уманской, М. Картушиной, А. Галанова для коррекции осанки, укрепления глазных мышц, тренировки напряжения и расслабления мышц туловища, рук, шеи, укрепления голосовых связок с помощью фонопедических упражнений по методу В. Емельянова.

Использование таких упражнений повышает защитные свойства верхних дыхательных путей и всего организма, частота заболеваний верхних дыхательных путей снижается. Дети легко в игровой форме усваивают массажные движения, им очень нравится это делать, царит радостная атмосфера, все с удовольствием «врачуют» свой организм.

Пальчиковые игры, развивающие мелкую моторику пальцев, тем самым способствующие интеллектуальному развитию ребёнка, давно стали неотъемлемой частью музыкальных занятий. Эти игры позволяют в игровой форме разминать и массировать биологически активные точки, находящиеся на пальчиках и ладошках, такие игры благоприятно воздействуют на все внутренние органы.

Музыкотерапия – важная составляющая музыкально-оздоровительной работы ДУ. Слушание правильно подобранной музыки повышает иммунитет детей, снимает напряжение и раздражительность, головную и мышечную боль, восстанавливает спокойное дыхание.

Музыкотерапию по Н. Ефименко можно проводить и педагогам ДУ в течение дня – детей встречать, укладывать спать, использовать её в качестве фона для занятий и свободной деятельности.

Используя современные здоровьесберегающе технологии в игровой форме, привычные виды музыкальной деятельности можно разнообразить с пользой для здоровья. Валеологические знания, приобретённые на музыкальных занятиях, способствуют не только улучшению здоровья детей, но и формируют у них бережное отношение к своему организму и привычку здорового образа жизни.

Надо помнить, что положительные результаты в оздоровлении дошкольников возможны только при совместной работе всего коллектива сотрудников ДУ.