Что такое ЛФК

Использование методов физической культуры с профилактической или лечебной целью носит название ЛФК. Для дошкольников лечебная гимнастика (ЛФК) относится к приоритетным способам реабилитации, особенно в случаях нарушения осанки и плоскостопия.

Именно поэтому они рекомендуются ослабленным и часто болеющим детям, с плоскостопием и нарушениями осанки, избыточной массой тела, а также тем, кому требуется нормализовать работу внутренних органов, укрепить мышцы, улучшить осанку, развить гибкость.

Осанка – это та поза, которая не требует мышечного напряжения и является привычной для расслабленно стоящего человека. Ее в первую очередь определяют форма и положение позвоночника, степень развития мускулатуры и угол наклона таза. Осанка у детей дошкольного возраста носит еще неустойчивый характер, и любые ее отклонения от нормальной относятся к дефектам или нарушениям, хотя и не считаются заболеванием. Первопричиной нарушений осанки являются происходящие в опорно-двигательном аппарате функциональные изменения, приводящие к возникновению условно-рефлекторных связей, которые приводят к утрачиванию навыка правильной осанки за счет закрепления неправильного положения тела.

На осанку ребенка оказывают также влияние функциональное состояние мускулатуры и условия окружающей среды, которые отражаются в первую очередь на ослабленных детях, которые часто болели простудными заболеваниями, перенесли туберкулез или рахит, имеют недостаточное физическое развитие вследствие дефектов физического воспитания.

Исправление нарушений и дефектов осанки вне зависимости от их характера – это достаточно длительный процесс, однако при помощи специальных упражнений результат достижим. Такие физические упражнения приводят к нормализации изгиба позвоночника, улучшению угла наклона таза, укреплению мышц спины и пресса, исправлению формы и положения грудной клетки.

Естественно, их эффективность находится в прямой зависимости от исходных положений – лежа на животе и спине, стоя в упоре на коленях. Навык правильной осанки формируется в процессе выполнения упражнений для мышц, а его закрепление – во время упражнений на координацию и общеразвивающих. Для этих целей отлично подходят игры, правила которых предусматривают соблюдение нужной осанки.

Деформация стопы, которая приводит к уменьшению высоты ее свода, супинационной контрактуре переднего отдела стопы и пронации пятки, называется плоскостопием. Оно приводит к изменению положения костей стопы вследствие патологического растягивания всех ее связок и опускания медиального края, ослабления вплоть до атрофирования мышц-супинаторов. Плоскостопие сопровождается снижением общей работоспособности, быстрой утомляемости и болям при ходьбе в икроножных мышцах. Плоскостопие выражается расширением и видимым уплощением стопы, преимущественно в средней части, пятка пронируется наружу. Подтвердить диагноз помогает плантография с использованием красящих растворов. При всех формах плоскостопия назначается ЛФК или лечебная физкультура для детей , которая обеспечивает возрастание силовой и общей выносливости мышц, нормализации двигательной сферы, увеличение физической работоспособности.

Предлагаемая программа реабилитации в первую очередь решает задачу посредством лечебной физкультуры (ЛФК) укрепить здоровье ослабленных детей, а также увеличение силовой выносливости, укрепление мышц свода стопы и мышечного корсета;

• формирование правильной осанки;

• укрепление мышц свода стопы и мышечного корсета;

• увеличение силовой выносливости;

• нормализация двигательной сферы;

• развитие гибкости, выносливости, силы и других физических качеств;

• улучшение психологического состояния;

• обучение простым приемам дыхательной гимнастики и самомассажа.

Как правильно заниматься лечебной физкультурой

Мы подняли тему лечебной гимнастики в профилактике и лечении простудных заболеваний у детей. Сегодня заканчиваем нашу беседу и поговорим о том, как правильно проводить занятия.

Лечебные физические упражнения больному ребенку назначаются с учетом его физической подготовленности, возраста, а также в зависимости от периода и формы заболевания.

Комплексы лечебной гимнастики необходимо выполнять два раза в день (утром и вечером), не ранее чем через 1 час после еды и за 1-1,5 часа до сна. Общая продолжительность занятия составляет 10-15 минут.

Заниматься лечебной гимнастикой на дому следует регулярно, с постепенным повышением физической нагрузки. Если ребенок сильно ослаблен болезнью, ему назначают минимальную нагрузку.

Перед началом гимнастики в домашних условиях комнату, где будет заниматься ребенок, необходимо тщательно проветрить и сделать в ней влажную уборку: температура воздуха в комнате должна составлять 10 - 18 °С. Занятия проводятся на чистом коврике (его надо ежедневно вытряхивать и пользоваться им только для занятий ЛФК), при открытой форточке. Необходимо заранее приобрести спортивный инвентарь (резиновый мяч, гимнастическую палку, надувные игрушки и пр.).

Ребенок должен заниматься гимнастикой в свободном спортивном костюме (трусики, майка и тапочки), не стесняющем движения. После гимнастики, если состояние малыша позволяет, полезно применять закаливающие процедуры: утром — влажные обтирания тела, вечером — мытье ног прохладной водой.

Перед тем как начать занятия, четко объясните ребенку содержание упражнений. Старайтесь, чтобы объяснение было кратким, так как внимание у детей, особенно в 3-4-летнем возрасте, обычно неустойчиво, и они не могут сосредоточиться на продолжительном объяснении.

При занятиях с детьми дошкольного возраста следует стараться проводить гимнастику занимательно, в виде игры с включением в нее тех или иных специальных упражнений, разнообразить их, иначе гимнастика быстро надоест ребенку.

Во время занятий обязательно обращайте особое внимание на правильную постановку дыхания. Важно приучать ребенка всегда производить вдох и выдох через нос. При этом следует регулировать правильную работу диафрагмы: при выдохе ребенок должен втягивать живот.

При выполнении специальных упражнений с шипящими и свистящими звуками выдох надо производить через рот. Произношение звуков должно быть громким и продолжительным.

Упражнения необходимо выполнять в медленном и среднем темпе, без рывков. Нельзя допускать задержек дыхания. Особое внимание обращайте на полный удлинённый выдох. Если во время полного выдоха у ребёнка возникает кашель, продолжительность выдоха надо несколько сократить.

Следите также за равномерным распределением нагрузки на все части тела, то есть контролируйте смену движений рук, ног и туловища.

Обычно комплекс упражнений начинается с более легких движений, которые постепенно усложняются, а заканчивается занятие очень легкими упражнениями и ходьбой.

Учитывая быструю утомляемость детей, особенно во время болезни, после наиболее трудных упражнений необходимо делать кратковременные паузы (отдых 30-40 секунд).

Обязательным является длительное применение ЛФК — в течение 5-6 месяцев, причем систематически и без перерывов. Если занятия лечебной гимнастикой будут проводиться от случая к случаю, с частыми перерывами, пользы они не принесут.

ЛФК включают в общий режим дня ребенка. Занятия лечебной гимнастикой, прогулки на свежем воздухе следует осуществлять в строго определенное время. Нельзя забывать, что злоупотребление режимом покоя, как и необоснованная двигательная перегрузка ребенка, могут отрицательно сказаться на его организме.

Если состояние малыша позволяет, ему необходимы ежедневные прогулки в любое время года. Прогулки проводятся в медленном темпе, с остановками для отдыха и обязательной тренировкой дыхания: 2-3 шага - вдох, 4-5 шагов — выдох и т. д.

В случае резкого ухудшения состояния ребенка, при подъеме температуры тела, частом и сильном кашле, общем недомогании занятия гимнастикой нужно временно прекратить до полного исчезновения этих симптомов. После улучшения состояния занятия возобновляются.

Необходимо подчеркнуть, что успех применения ЛФК при заболеваниях органов дыхания у детей, как и эффективность вообще всех лечебных мероприятий при любых заболеваниях, в большой степени зависят от самих родителей — их настойчивости, терпения, умения точно и аккуратно выполнять все предписания врача.

Лечебная гимнастика у детей — творческий процесс. Поэтому каждое занятие должно быть методически оформлено таким образом, чтобы ребенок занимался с охотой и интересом, а не по принуждению. Иначе лечебный успех не будет достигнут.

В организации занятий лечебной гимнастикой с ребенком в домашних условиях огромная роль отводится родителям. Родители малыша должны проявить максимум ответственности, выдумки и такта, чтобы ребенок с интересом и правильно выполнял необходимые лечебные упражнения. С этой целью при занятиях ЛФК с детьми дошкольного возраста чаще всего используются игровой метод и имитационные упражнения.

Несложные игры и упражнения, носящие подражательный характер, очень нравятся малышам. Они с удовольствием их выполняют. При этом следят за тем, чтобы во время занятий ребенок не задерживал дыхания, чтобы четко и энергично, но без крика произносил нужные при выполнении упражнения звуки, чтобы делал вдох при выпрямлении туловища, когда грудная клетка расширяется, а выдох — при сжимании грудной клетки.

Начинать занятия ЛФК необходимо с ежедневного выполнения упражнений утренней гигиенической гимнастики. Трудно переоценить ее значение. Как форма ЛФК она играет огромную оздоровительную роль.

Утренняя гигиеническая гимнастика стимулирует деятельность головного мозга, улучшает работу сердца и легких, укрепляет мышцы, повышает обмен веществ в организме и создает бодрое, жизнерадостное настроение, как бы «заряжая» ребенка энергией на весь день, что крайне важно для скорейшего его выздоровления.

Продолжительность утренней гигиенической гимнастики обычно составляет от 5 до 15 минут. Она включает простые гимнастические и дыхательные, упражнения, а также упражнения на расслабление.